Осветительные приборы Фильтры

Сбросить фильтры
Люстра с цветочной росписью, Россия, ИСЗ, XIX век

Люстра с цветочной росписью, Россия, Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод, cередина XIX век.

Хрусталь прозрачный, стекло «золотой рубин», молочное стекло, роспись полихромной эмалью. Бронза, литьё, чеканка, золочение.

Размеры:

Высота - 76 см.

Диаметр плафона - 45 см.

Имеется экспертиза.

Светильник полусферической формы на двенадцать свечей, подвешенный на трёх цепях, изготовлен из прозрачного бесцветного хрусталя с нацветом стекла «золотой рубин» и дублированием стекла цвета молока. Декорирован росписью полихромной эмалью с изображением цветочных композиций на фоне стекла цвета молока. Мотивы в виде розеток и стилизованных цветков выполнены гранением, обнажившим нацвет «золотой рубин». Бронзовая монтировка состоит из двенадцати рожков с маскаронами.

Светильник из многослойного (дублированного) стекла представляет собой замечательный образец произведений Императорского стеклянного завода середины XIX века. На этом передовом предприятии с первых десятилетий XIX века возобновили производство стекла «золотой рубин», а в конце 1830 появился «медный рубин». Обозреватель промышленной выставки 1839-го года отмечает, что «цветные хрустали, прозрачный розовый…и ярко-рубиновый превосходны чистотой, ровностью и блеском». Дорогое стекло «золотой рубин» называли алым, нередко его применяли в качестве нацвета для покрытия бесцветного хрусталя.

Красота нежного оттенка «золотого рубина» в стеклянном светильнике проявлена отшлифованными и огранёнными декоративными элементами, расположенными в центре полусферической чаши.

B 1840-х годах под влиянием богемских стеклодельных центров популярностью пользуется дублированное стекло с цветочным декором, выполненным эмалевой росписью по молочному покрытию. На Императорском Стеклянном заводе успешно работала живописная мастерская. В Обозрении петербургской выставки 1849-го года дана прекрасная оценка мастерам росписи: «живопись на стекле доведена…в последнее время до высокого артистического достоинства…». Вместе с тем для выполнения наиболее важных заказов нередко привлекались живописцы Фарфорового завода, так как Императорские предприятия работали в тесном контакте. К такого рода изделиям относится этот светильник. Художественное качество росписи и характер изображения цветов позволяет предположить, что светильник декорировал живописец по фарфору Фёдор Иванович Красовский (1820 - 1863), который ещё в начале своей деятельности привлекался к росписи фарфорового светильника, созданного по эскизу А. Новикова (1838). Ф.И. Красовский в середине столетия считался лучшим «цветочником» в росписи фарфора. В 1850-м году он был назначен мастером, в 1853-м - старшим мастером Императорского Фарфорового завода. Именно он усовершенствовал технику пунктирной живописи, применяя мазки свободной кистью. Роспись светильника можно сравнить с декором фарфоровой столешницы «Сибирская флора», созданным Ф.И. Красовским в 1861-м году. Обозрение выставки российских мануфактурных изделий в С.-Петербурге в 1849 году.

Люстра относится к эксклюзивным произведениям Императорского стеклянного завода середины XIX столетия и обладает историко-художественной, музейной и антикварной ценностью.

Канделябр на девять свечей, Россия, Императорский стеклянный завод, XIX век

Канделябр на девять свечей из позолоченной бронзы и стекла (хрусталь), Россия, Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод, вторая четверть XIX века.

Бронза, латунь, литье, огневая позолота, чеканка, накатка, граненое стекло.

Общая высота – 100 см.

Канделябр из позолоченной бронзы и хрустального стекла выполнен в художественной манере русского ампира и относится к кругу ранних русских осветительных (свечных) приборов, которые выпускались столичными бронзолитейными мастерскими в первой половине XIX века. Подобного рода осветительные приборы с деталями из литой позолоченной бронзы, хрустальными колонками и основаниями, были широко востребованы в период с середины 1820 - 1840-х годов, и отражали не только столичную моду и присущие дворянским особнякам и усадьбам осветительные приборы, но и характерные для русского прикладного искусства и бронзолитейного дела Санкт-Петербурга репрезентативность и благородную сдержанность интерьерных вещей аристократического вкуса. Аналогичные канделябры работы русских бронзовщиков имеются в фондах Государственного Эрмитажа, музея-заповедника «Царское Село» и Петергофского музея-заповедника.

Парные стенники с фигурой Амура, Россия, 1820-е гг.

Парные стенники (бра) с фигурой Амура в стиле ампир, Россия, Санкт-Петербург, 1820-е годы.

Бронза, литье, чеканка, золочение, патинирование.

Размеры:

Высота - 48 см.

Ширина - 46 см.

Имеется экспертиза.

Основание бра имеет прямоугольную форму с пышным листом аканта, завернутым в завиток, и ажурными элементами с флореальными мотивами вверху и внизу. В верхней части листа аканта, на гладкой площадке на выступе расположены фигурки обнаженных крылатых пухлых мальчиков. Головы увиты виноградными венками, через плечо, на перевязи - колчан.Изображения обращены друг к другу, одно из них стоит на правой ноге, другое - на левой. В каждой руке - по две изогнутые ветви в виде побегов аканта. Свечники с цилиндрическими бобешками с тонкими рельефными ободками. Раструбы ветвей в виде полураспустившихся цветов с флореальными рельефами на исподе.

Бра являются характерными образцами русской осветительной арматуры русского ампира в первой четверти XIX века.В композиции бра творчески использован один из самых популярных образов античной мифологии - бог любви Амур (Купидон, Эрот). Античная традиция связывала с Амуром представления о самых глубочайших и сильнейших проявлениях человеческой природы. Сын богини любви Венеры, Амур был представлен в античной лирике, как "златокрылый", "золотоволосый" и "легкокрылый". С изящной легкостью Амур парил над миром людей и богов, поражая любого своими меткими стрелами любви. В осветительной арматуре образ Амура с горящим факелом в руке являлся символ возвышенного чувства пламенной любви.Именно этот образ использован в композиции бра. Причудливая форма основания с ниспускающимся листом аканта, переходящим в изящный завиток, тонкость моделировки ажурного декора, который выглядит особенно эффектно в сочетания в основном поле основания, изящно изогнутые ветви свечников напоминают работы французских бронзовщиков конца XVIII - начала XIX вв., которые нередко включал в композицию светильников фигурки персонажей античной мифологии. Очевидно, что представленные бра являются вольной интерпретацией французского оригинала.

Фигурка Амура, придерживающего ветви со свечниками, трактована в несколько наивной, простодушной манере, характерной для петербургских и московских мастерских того времени. В то же время необходимо подчеркнуть тщательность исполнения золочёных элементов бра, выполненных на высоком художественном и техническом уровне.Яркий контраст плотного золочения и темно-патинированных фигур проявлялся особенной эффектно при горящих свечах, когда на бронзовой поверхности возникала причудливая игра света и тени.Подобные предметы, отмеченные печатью не столько изысканного творчества, сколько высокого ремесленного усердия предавали характерный колорит интерьерам петербургских дворцов и особняков этого времени.

Необходимо отметить полную комплектность бра, что является редкостью для подобных предметов. Представляют художественную, историко-культурную ценность; имеют музейное, антикварное, коллекционное значение.

Публикации:

А.С. Белоусов "Екатерининский корпус Монплизира. Путешествие из Петергофа в Царицыно" - СПБ: ГМЗ "Петергов", 2019 - 288 с.: ил. стр. 74, 75, 91.

И.О. Сычев. "Русские светильники эпохи классицизма" 1760-1830 гг. СПб., P.V. B.R., 2003, стр. 129.

Парные стенники, Франция, XIX век

Парные бра, Франция, первая половина XIX века.

Бронза, литье, чеканка, позолота.

Размеры:

Общая высота - 25 см.

Ширина - 32 см.

Парные электрифицированные бра на три свечи из позолоченной бронзы представляют собой замечательный образец осветительной арматуры, изготовленный французскими мастерами-бронзолитейщиками. Художественные достоинства этих стенных осветительных приборов проявляются не только в высоком уровне техники изготовления (чистота литья, фактурная проработка деталей, качественное золочение), но и в насыщенности общей конструкции декоративными элементами растительного и фигуративного характера. Кронштейны, увенчанные свечниками-вазонами, сделаны в виде прихотливо изогнутых побегов с листьями аканта, цветочными розетками и акантовыми плодами. Все три кронштейна укреплены на дисковидном тулове бра со свисающей вниз шишкой аканта и пылающим огнем в верхней части (символ жизни).

Стенник, который удерживает всю осветительную конструкцию с помощью стилизованного львиного маскарона, также декорирован пышными листами аканта. Парные бра имеют отличную сохранность и не потеряли своего прямого функционального назначения в условиях современного жилого интерьера.

Парные бра, Франция, сер. XIX века

Парные бра, Франция, середина XIX века.

Бронза, литье, золочение, темно-коричневое патинирование.

Размеры:

Высота - 20 см.

Ширина - 24 см.

Интерьерный комплект осветительных приборов из позолоченной и патинированной бронзы, состоящий из люстры на 5-ть свечей и парных стенников-бра на 4-е свечи выполнен в стиле Людовика XVI.Для осветительных приборов характерно контрастное сочетание патинированных и золоченных деталей, которые решены как стилизованные растительные побеги и листья аканта. Позолоченная бронзовая обойма в центре каннелированного стержня люстры дополнительно декорирована рельефными женскими маскаронами в коронах. Особую ценность данным осветительным приборам придает их комплектность, которая выражается в общем художественно-стилевом и конструктивном дизайне и цветовом решении.

Люстра в стиле Людовика XVI, Франция, сер. XIX века

Люстра на 5 свечей в стиле Людовика XVI, Франция, середина XIX века.

Бронза, литье, золочение, темно-коричневое патинирование.

Размеры:

Высота - 42 см.

Высота с цепью 92 см.

Диаметр 24 см.

Интерьерный комплект осветительных приборов из позолоченной и патинированной бронзы, состоящий из люстры на 5-ть свечей и парных стенников-бра на 4-е свечи выполнен в стиле Людовика XVI. Для осветительных приборов характерно контрастное сочетание патинированных и золоченных деталей, которые решены как стилизованные растительные побеги и листья аканта. Позолоченная бронзовая обойма в центре каннелированного стержня люстры дополнительно декорирована рельефными женскими маскаронами в коронах. Особую ценность данным осветительным приборам придает их комплектность, которая выражается в общем художественно-стилевом и конструктивном дизайне и цветовом решении.

Next page
Meandr-antik.ru использует cookies для персонализации и удобства пользователей. Пользуясь данным сайтом, Вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Ок