Выставка "Страсть моя - охота"
Специальная экспозиция 41-го Российского антикварного салона – выставка «Страсть моя – охота» – была посвящена теме охоты в художественной культуре конца XVIII – начала XX века. И проводилась с 15 по 23 октября в Центральном доме художника на Крымском Валу.
Наша галерея представила для экспозиции выставки картины и гравюры.
С давних времен охота являлась одним из самых любимых, увлекательных, захватывающих аристократических развлечений. Охота была не только интересным времяпрепровождением, но и представляла увлекательное состязание, азартную игру, позволявшую проявить себя в экстремальных ситуациях уверенных в своем успехе людей. Это был особый мир со своими правилами, традициями, модой, этикой и эстетикой.
Охотничьи сюжеты традиционно являются одними из наиболее популярных в истории мировой художественной культуры. Вероятно, зародившаяся в эпоху средневековья традиция хранения и эффектного представления охотничьих трофеев вызвала особый вид коллекционирования предметов искусства, посвященных охоте, которые стали для истинных ценителей являться такими же предметами ловли, как и добыча для охотника.
И, хотя для настоящего охотника первостепенным является не столько добыча трофея, сколько сам процесс охоты, для собирателя предметов охотничьей тематики во многом особую ценность может представлять не столько художественный уровень исполнения, сколько точность в передаче отдельных эпизодов и событий охоты. Это в немалой степени было обусловлено спецификой охотничьего жанра, сложение и развитие которого обуславливали аристократические заказчики.
Во все времена особо ценились те произведения, которые отчетливо демонстрировали свободное знание художником или скульптором анатомии и повадок изображаемых зверей, способах охоты на них, умении профессионально и точно изобразить детали разных видов охоты.
Созерцание именно таких предметов, в которых доскональная точность изображения сочеталась с передачей эффектных сцен и эпизодов охоты, было способно вызвать особенное чувство сопричастности и эмоционального сопереживания. И поэтому вид произведения искусства, будь то живопись, графика, скульптура, фарфор или бронза, время и место их создания, для собирателя охотничьей тематики имеет второстепенное значение.
В такой коллекции изящные, отличающиеся тонкостью проработки и легкостью композиции графические листы известного немецкого художника и гравера Иоганна Элиаса Ридингера (1695—1767) могут соседствовать с торжественной сценой отправления на охоту голландского живописца Филиппа Воувермана (1619-1668); редкая, полная экспрессивной динамики шпалера с изображением сцены охоты на медведя, выполненная по картону русского художника П.П. Соколова (1821 - 1899) в последней трети XIX века на одной из французских мануфактур - уникальный пример сотрудничества французских ткачей и русского художника - с не менее экспрессивными сценами экзотической охоты на кабана и тигра в Туркестане, изображенными в уникальных бронзовых композициях.
Настоящий любитель охотничьей темы может создать внутри своего собрания отдельную коллекцию серебряных табакерок со сценами охоты или эффектных охотничьих пивных кружек из серебра и кости. Особенной удачей коллекционера может стать поступление в его коллекцию обладающих мемориальным значением исторических раритетов, как, например, графин и стопа из сервиза Императорского дворца в Беловеже, месте проведения знаменитых охот российских императоров.
Коллекции охотничьих предметов традиционно размещались не только в специальных охотничьих павильонах или галереях, но и в интерьерах жилых комнат и рабочих кабинетах.
Образ такого "кабинета охотника", в котором собраны интересные образцы произведений охотничьей тематики, будет представлен на специальной экспозиции 41 антикварного салона. Произведения для выставки предоставлены коллекционерами и многими антикварными галереями Москвы и Санкт - Петербурга.
Людмила Дементьева