Выставка "Передвижники"
На ней были представлены картины художников конца XIX-начала XX веков.
Творчество художников передвижников представляет собой увлекательный феномен в развитии русской художественной живописи.
В 1869 году выдающийся русский художник Г.Г. Мясоедов стал инициатором создания Товарищества.
Художники-передвижники выступили против живописных канонов академической живописи. Новаторство передвижников заключалось в том, что искусство должно предполагать свободу самовыражения и быть доступным широкому кругу населения. Поэтому ведущим направлением стал реализм, сопровождаемый обращением к социальным проблемам общества.
Объединение художников-передвижников организовало 47 выставок в разных городах (в Москве, Петербурге, Казани, Воронеже, Калуге и др.), поспособствовавших культурному развитию всех слоев населения России.
На выставке «Передвижники. Духовная Россия» в Арзамасе художники старшего поколения передвижников представлены картинами И.Е. Репина (1844–1930) «Взятие Христа стражею» 1886 года, К.А. Савицкого (1844–1905) «Деревня летом», А.И. Корзухина «Разлука», А.К. Саврасова «Деревья на закате у реки», В.Д. Поленова «У крепостной стены» и многими другими.
Галерея «Меандр-Антик» представила на выставке этюд выдающегося художника К.В. Лебедева 1904 года «Что-то случилось».
Лебедев К.В., этюд к картине "Что-то случилось", 1904
Клавдий Лебедев (1852-1916 гг.) обучался в Строгановском училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1891 году присоединился к художественному объединению «Передвижники».
В 1870-1880- е гг. в русской живописи появился интерес к изображению событий из истории в ярких художественных образах. Клавдий Лебедев также писал свои картины на исторические сюжеты и обращался к образам выдающихся людей разных эпох и знаменательным колоритным событиям истории. Среди его знаменитых картин можно выделить: «Боярская свадьба», «Полоняник», «Смерть царя Федора Алексеевича».
Обратимся к этюду к картине, представленной галереей «Меандр-Антик» на выставке в Арзамасе.
Основной композиционный план занимают портретные изображения двух мужчин, один из которых размещен в пол-оборота. Вовлеченность зрителя в сюжет усиливается с помощью введения разных ракурсов изображаемых. За счет такого композиционного решения зритель ощущает себя прямым участником беседы. Реализм изображению придает монохромность выбранной цветовой гаммы.
Художники-передвижники, в частности Клавдий Лебедев, внесли значительный вклад в развитие реалистической русской живописи.