Статьи

     Книга «Охота. Забава. Отрада» вышла в 2017 году, но работа над ней началась задолго до этого. Это издание, целиком посвященное узкому разделу анималистики – образу собаки в западноевропейской фарфоровой пластике, составлено исключительно на основе частного собрания, при этом книга дает представление о многообразии тем и взаимовлияний и в новом ракурсе иллюстрирует историю развития европейской фарфоровой скульптуры XVIII – XX веков.

ОХОТА. ЗАБАВА. ОТРАДА

Образ собаки в фарфоровой пластике середины XVIII — XX веков

336 стр.; формат 24,5 x 28 см.

Издание с многочисленными цветными иллюстрациями в твердом тканевом переплете с суперобложкой, тиснение золотом на переплёте и суперобложке

     Мы выступили кураторами проекта. Нам удалось собрать команду специалистов, которая смогла блестяще выполнить весь издательский цикл, от экспертизы и описания коллекции, работы с авторами, редактуры и корректуры до фотографии, дизайна, обработки изображений и подготовки издания в печать. Напечатана и переплетена книга была в Германии в типографии DZA Leipzig, печатающей книги для Мейсоновской фарфоровой мануфактуры.

    В качестве эксперта и составителя мы пригласили Е.М. Ворушилину, руководителя отдела керамики ВМДПНИ (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства). С ее помощью была проведена подробная работа по отбору произведений и составлению издания. В результате в нем представлено порядка двухсот скульптур из почти тысячи произведений ведущих европейских фарфоровых производств, входящих в коллекцию.

     Книга тематически представляет скульптурные композиции разных эпох, в которых изысканные фигуры дам и кавалеров, в ролях античных богов, прелестных пастушек и юных пастухов – в духе галантного века танцуют, музицируют, флиртуют на фоне сельской природы, в них запечатлены образы счастливого детства, жанровые сценки – и повсюду героев сопровождают верные их спутники – собаки. Отдельной темой выделяются композиции связанные с европейским масонством, где фигура мопса, наряду с такими символами как фартук и циркуль, служила тайным знаком для посвященных. В самостоятельную главу вынесена тема охоты, где, конечно, нельзя обойтись без главного помощника охотника – собаки. Каждую главу открывает аннотация составителя.

   В книге представлены фигуры разных эпох, стран и производств: скульптура первой европейской фарфоровой мануфактуры Мейсен занимает в ней одно из основных мест, а так же произведения Венской фарфоровой мануфактуры, Берлинской королевской фарфоровой мануфактура, производств разнообразных придворных мануфактур Европы, где работали такие прославленные мастера как Кендлер, Эберлейн, Люк, Мельхиор и многие другие. Модельеры знаменитых мануфактур Дании, Англии, Франции также не обошли вниманием образ собаки, часто сопровождающий героев. 

    Для нас была исключительно важно эстетическая составляющая проекта. Мы смогли привлечь к работе прекрасного фотографа (Д. Щедринская), дизайнера книги, работающего со многими европейскими музеями (Н. Шехтер), также специалистов по работе с текстом и фотоизображениями. Как уже было упомянуто, качество печати и переплетных работ обеспечила немецкая типография DZA, Leipzig.

     В результате появилась книга, интересная как профессионалам, так и широкой аудитории. Этот проект стал первым в ряду изданий, запланированных нами. некоторые из которых уже находятся в работе.